Разбираемся в сметах: на чем зарабатывают ивент-агентства и зачем нужна рейт-карта

Прозрачные сметы — тенденция рынка. Они экономят ресурсы и агентствам, и отделам закупок заказчиков услуг. Но когда идут тендерные торги, споры возникают, в первую очередь, по позициям сметы.
В маркетинге есть стандарты, регламенты, модели ценообразования агентства и правила проведения тендеров.

Позиция ивент-рынка была обозначена в 2021 году. Ассоциации REMA и РАМУ выпустили рейт-карту с рекомендованными ставками специалистов маркетинговых и ивент-агентств. К декларации, фиксирующей подход, присоединилось 30 агентств России.

В основу карты вошли мониторинги зарплат АКАР и HeadHunter. Рынок все еще переходит на эту систему. Если в Москве клиенты все понимают, то в регионах в тендерных условиях до сих пор не заложена стоимость специалистов агентства и часто превалирует утверждение «вы же получаете агентскую комиссию!».
Являясь участником REMA с 2019 года, прокомментируем тенденции рынка. В статье разберем, из чего состоит смета ивент-агентства, что в действительности входит в агентскую комиссию и что такое рейт-карта.
Этот блок отображает перечень всех услуг подрядчиков, включенных в работу над проектом. Именно здесь вы найдете кейтеринг, аренду площадки, хедлайнеров и артистов с их райдерами, производство мерча, согласование мероприятия с РАО, ВОИС, охрану, логистику, техническое оснащение и монтаж, производство видео и фото-контента и так далее: все, из чего строится креативная концепция мероприятия. Важно, что в блоке услуги отображаются рыночные цены третьих лиц.

услуги

Мы «за то», чтобы зарабатывать на прозрачной истории. Поэтому мы включаем в смету ровно такие цены, которые нам предоставляют подрядчики. Мы работаем, чтобы делать мероприятия безопасными, профессиональными и создавать лучшие условия для клиентов, а не компенсировать прибыль агентства в наценке на услуги третьих лиц.

Фарида Абдрахимова

Генеральный директор Be Brand People Advent/Event
В агентскую комиссию закладываются следующие расходы:

  • Содержание помещений: аренда офиса и складов.

  • Затраты на связь: интернет и телефония.

  • Работа финансовой и юридической служб. Сюда же заложены расходы на сервисы проверки контрагентов, электронного документооборота, нотариальные и аудиторские услуги. Это позволяет ивент-агентству работать в соответствии с законодательством РФ и обеспечивать финансово-юридическую безопасность проектов клиентов.

  • Оборудование и инвентарь: приобретение и содержание компьютерного оборудования и оргтехники, программное обеспечение (например, Bitrix, Tilda) расходы на подписки (такие как Shutterstock — безопасное использование изображений). Все это необходимо для создания smart-процессов, ускорения планирования, координации команды и коммуникации с клиентом.

  • Представительские расходы: организация клиентских встреч и участие в профессиональных ассоциациях. Подобное взаимное «опыление» на федеральном уровне позволяет давать клиентам трендовые и эффективные идеи, разрабатывать отраслевые стандарты эффективности, регламенты, карты-рынка, создавать кросс-отраслевые проекты и развивать event-индустрию глобально.

  • Обучение и развитие персонала: корпоративные мероприятия, обучение на отраслевых конференциях и мастер-классах, прокачка soft и hard-skills. Чем выше насмотренность специалиста — тем креативнее идеи, которые он выдает. Чем больше мы вкладываем в развитие ивент-продюсеров, тем выше его энтузиазм работать в агентстве и в профессии. А значит клиент будет работать с одной и той же проверенной профессиональной командой.

  • Прибыль агентства. Бизнес все же должен зарабатывать. Собственники ждут своих дивидендов.

  • Прочие финансовые расходы: налоги на прибыль от деятельности агентства.

Агентская комиссия. Из чего она состоит?

В агентскую комиссию не входят зарплаты event-специалистов. Агентская комиссия покрывает только операционные расходы на ведение бизнеса. Размер комиссии устанавливается event-агентством самостоятельно. В среднем по рынку она составляет от 10 до 20%.
Этот блок включает стоимость специалистов ивент-агентства, которые создают конкретное мероприятие для клиента. В основу расчета заложены ориентиры по рейт-карте REMA/RAMU.

В рейт-карте перечислены все категории специалистов и их функционал, которые задействованы в организации мероприятия для клиента. Стоимость «человекочаса» включает зарплату конкретной категории специалиста в проекте и налоговые взносы за него.

Креативные разработки и менеджмент

Вы можете сами организовать мероприятие, но агентство предоставляет для этого свою профессиональную команду. В команду входят — продюсер, аккаунт, креатор, дизайнер, технический директор и доп. люди. У нас эти люди есть. И они тратят конкретное количество часов на подготовку и реализацию вашего проекта.

Фарида Абдрахимова

Генеральный директор Be Brand People Advent/Event
Смета — предмет торга клиента и агентства по всем позициям. Помимо классического торга по размеру комиссии, непонимание участников рынка вызывает блок ставок ивент-специалистов.

Часто в сметах возникают прямые контракты клиента, например, с площадкой. Никто не удивляется, что нужно оплачивать аренду павильона, но удивляется, что нужно оплачивать работу человека, который будет общаться с представителем павильона.

В каких позициях происходят торги с клиентом?

Мало купить площадку за 1 млн руб. Ивент произойдет тогда, когда с площадкой будет кто-то взаимодействовать: следить за качеством и количеством оборудования, координировать монтаж и демонтаж, готовить технические райдеры, тайминги и прочее. Здесь варианта два — либо клиент сам закрывает контроль площадки, либо оплачивает работу менеджера агентства, который сделает это за него. С агентством будет быстрее и профессиональнее. Потому что клиент один раз в год проводит мероприятие на этой площадке, агентство — 10−15 раз в год.

Фарида Абдрахимова

Генеральный директор Be Brand People Advent/Event
Почему — спросили у Артёма Дрыганта, председателя ивент-комитета АКАР, основателя Be Brand People.

  • Клиент спокоен за свое мероприятие, потому что видит, какие сотрудники, какого уровня и сколько будут работать над его проектом. Он уверен, что агентство не «зашило» зарплату ивентеров в других строчках сметы. Карта ставок — ориентир для всего рынка. Карта отображает, сколько стоят люди в event-индустрии. У клиента есть выбор — взять фрилансера, ориентируясь на эти ставки, и менеджерить его. Или оплатить эти ставки агентству за то, что это все само работает. И быть уверенным в качестве мероприятия, налоговой чистоте, ответственности команды и предсказуемости результата.

  • Для агентства это единственный стратегически верный путь прозрачной доходной экономики бизнеса. На комиссии 10% не заработать. «Зашивать» доходы в блок подрядчиков — серая и не партнерская позиция в отношениях с клиентом.

При такой схеме агентства конкурируют персоналом. Чем профессиональнее команда, тем дороже ее готов покупать рынок, потому что она работает быстрее и эффективнее.

  • Для подрядчиков, потому что агентство сдерживает демпинговый натиск.

  • Для ивент-специалистов, потому что рейт-карта превращается в объективную валюту стоимости услуг. Ивентер, креатор, дизайнер понимают, как развиваться, чтобы стоить дороже. И в каком агентстве развиваться: когда клиенты платят конкретному агентству за персонал дороже — стоит идти работать в это агентство.

  • В итоге выигрывает рынок. При максимальной прозрачности остается экономическая целесообразность существования агентства. Сегодняшний путь конкуренции по комиссии приводит к тому, что агентства схлапываются, не выдерживая маржинальности.

Event-агентства — драйверы рынка. Когда бизнес экономически выгоден, агентство заинтересовано наладить свои бизнес-процессы: количество часов работы над проектом сокращается, стоимость менеджмента уменьшается, предложение агентства становится более выигрышным. Агентство будут инвестировать в обучение своей команды: ивенты станут лучше, потому что их делают лучшие люди.

Рейт-карта нужна всем участникам рынка: с ней выигрывают все

Рейт-карта — лишь механизм. А ее наполнение — это предмет торга. Готово ли агентство демпинговать своими сотрудниками и продавать их дешевле или готово развивать сотрудников и продавать их дороже. В любом случае, так мы конкурируем качеством мероприятия: продали дорого свою команду — должны сделать event еще лучше. Так мы подстегиваем себя и подстегиваем рынок.

Артём Дрыгант

Председатель ивент-комитета АКАР, основатель Be Brand People